Новое лицо русского рока?
(Отчёт о концерте в Киеве 18 ноября 1999 года)

18-ого ноября в Киев приезжал "ЧайФ". И опять приезжал не с сольным концертом, а в рамках какой-то там очередной акции. Хотя говорят, что "ЧайФ" зачастил в Киев, мне кажется, что даже три сборных концерта никогда не сравнятся с одним - сольным. На сольном концерте не надо пережидать выступления других музыкантов; на сольном концерте группа может сыграть не 5-6 песен, а столько, сколько захочет; и, в конце концов, на сольных концертах у музыкантов нет надобности играть только бесспорные хиты, музыканты играют и песни "на любителя". Только на сольном концерте можно услышать такие смелые импровизации. Правда, и сборный концерт даёт некоторые преимущества. Можно сравнить группы в действии, что называется, не отходя от кассы. Я шёл на концерт с расчётом сделать и это. Концерт устроили в киевском Дворце Спорта. Не слишком это место подходит для настоящего "чайфового" сольного рок-концерта. Но для того, что устраивалось - вполне. Ноябрь по-украински - "листопад". Но на улице были явные последствия снегопада. Символично. То, что устроители называли "рок-концерт" они всеми силами пытались превратить в обыкновенную рекламную акцию.

Всего выступали четыре команды: "Агата Кристи", "ВВ", "ЧайФ" и Владимир Кузьмин (да, Кузьмин, вам не показалось). Именно в такой последовательности. Не буду сильно останавливаться на других музыкантах. Скажу только, что "Агата" смотрелась препаршиво (по крайней мере для меня), а "Вопли Вiдоплясова" (как обычно) очень хорошо разогрели публику. О Кузьмине ничего сказать не могу - после выступления "ЧайФа" я ушёл. "ЧайФ" вышел и с традиционным юмором исправил традиционные для киевских сборных концертов неполадками. И заиграл. Описывать музыку бессмысленно - вы её прекрасно знаете. Выступление было как всегда на "5" "ЧайФу" и, как обычно, на "3 с минусом" устроителям концерта. Я бы хотел подробнее остановится на другом - на отзывах о музыке "ЧайФа". Последнее время часто слышу: "Что-то ЧайФ опопсел...", "в регги ударились - совсем попсой становятся!" и пр. Тут следует разобраться. Во-первых, прежде, чем обвинять кого-либо в "опопсении", нужно сформулировать, что же такое эта самая попса. Для меня попса - это музыка, которую изготавливают (именно изготавливают), видя только коммерческую сторону дела. То есть при записи идут минимальные затраты на музыкальные инструменты и музыкантов, делается нажим на внешней привлекательности исполнителя, на предельно простую и легко запоминающуюся музыку (в последнее время обязательно ритмичную) и такие же тексты (иногда даже не простые, а идиотские). Ни музыка, ни тексты попсовых песен не представляют какой-то художественной ценности. Если снимается клип, то по возможности зрелищный, весь такой чистенький, романтичный или до идиотизма весёлый - в общем, его стараются сделать легко запоминающимся, но своей сладостью эти клипы часто сами себя и затирают в общую попсовую серую массу. Если устраивается сборный концерт, то попса всегда звучит под фонограмму или (в уникально редких случаях) под т.н. "-1". Если же устраивается сольный концерт, то вышеизложенное правило действует в 80% случаев. Если говорить проще, то попса не пытается что-либо сказать или сыграть слушателю, а просто нажиться с предшествующей раскруткой исполнителя или без неё. Разумеется, я обрисовал идеальную модель попсовой песни, а вообще попса может по одному - двум параметрам отступать от этих правил. Во-вторых, прежде, чем возмущаться по поводу увлечением "ЧайФа" регги, надо понять, что ничего общего у регги с попсой нет. Регги - полноценный стиль музыки, который тоже в своё время был культовым. Чтобы убедиться в этом самому, нужно послушать классику регги - того же Боба Марли - и вам всё станет ясно. В-третьих, чтобы избавится от последних сомнений, что никакого опопсения нет в помине, просто сходите на сольный концерт "ЧайФа". Вы спросите - так откуда же такое количество недовольных? Несколько причин я назову. Первая и, к сожалению, самая распространённая - это элементарная музыкальная неграмотность (не в смысле знания/незнания нот, а в смысле т.н. "стилистики"). Вторая - попросту невнимательное прослушивание песен. А третья (довольно трудноустранимая) - это своеобразная "тоска" по советскому року, который, эволюционируя в русский, выходит на качественно новый уровень. И "ЧайФ" в этом смысле на высоте - его аранжировки всё более качественны, его звук всё лучше. Тексты тоже меняются - по сравнению с советским роком, становится намного больше лирики, а не протеста против всего, против чего можно протестовать. В свете вышесказанного можно сделать вывод, что группа "ЧайФ" стала (или становится) лицом нового русского рока. Когда мне говорят, что новая волна русского рока - это "Муммий Троль" или "Земфира", я только сочувственно улыбаюсь (при всём моём к этим группам уважении).

* * *

"ЧайФ" уступил место Кузьмину, а я побежал ловить их возле служебного выхода. Терпение дало свои результаты - автографы всех четырёх музыкантов любимой группы. Вероятно, эти автографы уже выставлены на сайте в "Музее". Там же можно увидеть билет на этот концерт.

(с) Артём Свиридов aka Svirya.

svirya@alice.ukma.kiev.ua